История

Ты скажешь: эта жизнь – одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт,
Не забывай: она – твоё творенье.
 

  Человеческая память имеет определенное свойство: помнить добрые дела, поступки. Ведь именно по ним и складывается мнение о человеке, о его месте на этой земле. Равнодушие и безделие уничтожают человека, а скромность, искренность, отзывчивость, доброта делают не только образцом для подражания, но и позволяют говорить о том, что это и есть настоящий психотерапевт. Психотерапевт с большой буквы!

   А первым врачом-психотерапевтом в психиатрической больнице, по сути, был Зугман Евгений Абрамович.  Он пришел в больницу в 1971 г., работал в республиканском диспансере как психотерапевт, дружил с Дезорцевым. Человек чрезвычайно талантливый, а потом еще и в Израиль уехал, так что имя его на слуху только у старых психотерапевтов, но еще до сих пор встречаются больные, которые помнят его и ищут… Он разработал оригинальный подход, названный им активирующей психотерапией, которая имела своей целью перестройку неадекватно переживающей и реагирующей психики не только и не столько путем словесного обращения к интеллекту и эмоциям больного, к его мироощущению и мировоззрению, сколько через изменение и корригирование его мироотношения. Активирующая психотерапия Е.А. Зугмана включала разъяснение роли целенаправленности и воли пациента к здоровью, обратимости имеющихся расстройств в сочетании с суггестивной психотерапией.

   Большим авторитетом пользовался известный психотерапевт Ермолаев  Валентин Вячеславович. Его знал не только весь Стерлитамак, где он жил, но и вся Башкирия, его имя было звучно, как пароль для всех страждущих. Он отдал психотерапии 30 лет своей жизни, работал в Стерлитамакском диспансере с 1974 года, где впервые организовал дневной стационар для больных с пограничными расстройствами. 1970-1980-е гг. множество людей записывались в группы встреч, на сеансы развития способности чувствовать, на курсы раскрытия потенциала человека и т. д., которые проводил  Ермолаев В.В.

  Человек живёт во имя жизни, стремится вперёд. Покидая этот мир, он оставляет на земле особую память, которая живет в наших сердцах…

ФотографияГатауллин Магариф Магсумович

Как пройти сквозь толщу времени,
Навсегда оставаясь звездой?
Приподнявшись над миром в стремени
Иль промчавшись над ним стрелой?
Не подходит ни то, ни это,
Лишь дела тебя вознесут,
Оставляя много света
Поколеньям, что вслед придут
 

   В жизни каждого студента наступает такое время, когда ему необходимо принять решение, выбрать свой путь, стать кем-то. Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказался человек неравнодушный, человек, способный на понимание, соучастие, друг и наставник, который своим примером заставит стремиться, преодолевать. Для многих из нас, выпускников лечебного факультета  Башгосмедуниверитета таким человеком стал Гатауллин Магариф Магсумович – наш Учитель.

  Благодаря его мудрости, опыту, его любви к избранному делу, мы, тогда еще несмышленые  студенты начали осознавать ценность знания, постигать первые истины - научные, жизненные, нравственные. С первых дней изучения психиатрии Магариф Магсумович открыл нам дверь в мир психотерапии, для нас это была возможность прикоснуться к чему-то сокровенному, необъятному, вызывающему восторг и благоговение. За все время преподавательской деятельности Магарифа Магсумовича через его  руки прошло множество студентов. Можно с уверенностью утверждать, что многие из них сохранили на всю жизнь любовь к психотерапии, понимание важности ее. Думается, это особенно важно сегодня, в нелегкий  для страны период, когда высокое искусство психотерапии как никогда актуально! И сейчас как радовался бы Магариф Магсумович, если бы узнал, что психотерапия у нас в Башкирии переживает  большие, глобальные изменения благодаря мудрой тактике руководства Республикой!

  Впервые в Уфе при республиканском психоневрологическом диспансере в 1964 г. он организовал психотерапевтическую помощь больным с пограничными расстройствами. Без отрыва от работы под руководством профессора Познанского А.С. (зав. кафедрой психиатрии БМИ) выполнил кандидатскую диссертацию, которую защитил в 1972 г.  Является автором более 150 научных публикаций, 8 методических рекомендаций для врачей. Гатауллин М.М. автор 10 научно-популярных книг, в том числе «Записок психотерапевта (2002 г.). С 1964 года состоял в должности внештатного главного психотерапевта МЗ РБ, способствуя развитию сети психотерапевтических кабинетов и росту врачей-психотерапевтов и медицинских психологов в республике. И вот в чем парадокс: тогда, когда еще не было официально признанной дисциплины – психотерапии, Главный психотерапевт уже был! В этой должности Магариф Магсумович состоял до 2002 года. Итогом многолетних научных поисков и труда явилось докторская диссертация по теме: «Соотношение государственных, общественных (земских) и частных видов психиатрической помощи в России во II половине XIX –начале ХХ столетии», защищенная на совете НИИ психиатрии и психотерапии им. Бехтерева В.М. в 1998 г. Профессор Гатауллин М.М. отличник Здравоохранения СССР, заслуженный врач Республики Башкортостан. Его человеческого обаяния, хватило бы не на одного человека. Рядом с ним хотелось стать умнее и лучше, чем ты был. Про себя мы его называли «Доктор Айболит для всех жителей Башкирии».

  Жизнь для него была и мукой, и адом. Но любовь к людям и вера в добро — бесконечной. Это один из самых интересных людей, которых мы встречали в жизни. Для нас, как и для многих, знавших его, он навсегда остался загадкой.

 Как часто мы, психиатры, психотерапевты, предстоим в ужасе (больного и своем) перед болезнью, больным, его окружением. Как часто нам больно вместе с нашим больным, тревожно, виновно... Как часто мы вместе с больным подавлены, придавлены его трудностями. Как часто мы вместе с ним трудимся, сострадаем. Как часто умираем, чтобы наша душа, а затем и душа больного ожила, оживилась...

 И вместе с тем  мы ограничиваемся разъяснениями, пояснениями, поучениями, запускаем защитные психологические процессы, «механизмы», «системы»...

 Как стоять в ужасе, как умирать, чтобы ожить, как встречаться с больным, быть блаженным в слабости, болезни, умалении, служить больному, а не служить в медицинском учреждении, как прощать и прощаться со злом, как радоваться жизни, ее испытаниям, как быть душевным, духовным...

  Всему этому не учил, а очевидно, действенно, действительно показывал нам наш Учитель.

И тогда, оказывается, не нужны сотни методов, программ, тренингов.

Достаточно одного. Своего для больного или своего для психотерапевта.

Плюс душа как посредник.

И метод оказывается не методом, а путем, которым мы идем вместе с пациентом от ограничения болезни к свободе здоровья.

От процесса - к Душе.

 

И нашими посредниками, часто почти незаметными, ушедшими от нас далеко вперед, но не оставившим нас, оказываются наши Учителя.

   Елизавета Натановна ВайманКоллектив кафедры психиатрии в научной части сложился в основном из мужчин, но, в центре его была, конечно, Елизавета Натановна Вайман, уникальный, замечательный  врач и человек, обаятельнейшая  красивая  женщина с огромной эрудицией, интеллектом, тонким искрометным юмором и огромным добрым сердцем, настоящий Друг. В  ситуациях, когда требовалась помощь, особенно нам, сотрудникам, она всегда помогала, чем могла. И никогда не поминала об этом. Многие из нас обязаны ей тем, что она помогала нашим детям, родным и даже нашим друзьям. Лекции Елизаветы Натановны по расстройствам эмоций студенты разбирали на листки и на цитаты! Ее лекции— уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение, мастерства! Ею был предложен своеобразный метод психотерапии (мы бы его назвали МИРОСОЗЕРЦАНИЕМ ПО ВАЙМАН), суть которого заключалась в формировании у пациентов целительного духовного миросозерцания, в результате чего пациент поднимается над своей страдающей, обремененной проблемами личностью и начинает видеть себя частицей человечества в целом и вообще всей Природы. В настоящее время Елизавета Натановна проживает в Германии, с ней ведем постоянную переписку, она часто приезжает к нам, и даже стала автором нашего Гимна.

  
Максимов И "одим из могикан" в известной когорте старых, опытных врачей-психотерапевтов был Максимов Евгений Иванович. Человек, который всю свою жизнь посвятил психотерапии, начиная с 1968 года проработал врачом-психотерапевтом санатория «Зеленая Роща». Наверное, долгие годы этот санаторий и был знаменит тем, что там работал Евгений Максимович! Нескончаемый поток больных шел к нему, по нескольку раз в день он проводил свои знаменитые групповые сеансы, люди специально покупали путевки, приезжали из дальних регионов страны. Согласно взглядам Максимова Е.М., гипноз — это особое психическое состояние или сон, вызванный непосредственно внушением. Состояние гипноза можно вызвать у совершенно здоровых людей, говорил Евгений Максимович, и это состояние ничего болезненного собой не представляет, а, напротив, благодаря повышению восприимчивости человека к внушениям во время гипнотического состояния последнее является важным и действенным методом лечения различных расстройств. Взгляды Максимова были поддержаны психотерапевтами Республики, и на сегодняшний день он имеет множество последователей.

    При Республиканской психиатрической больнице 15 мая 1989 года для больных неврозами было открыто специальное отделение. Это знаменитое 24 отделение.  Оно работало по системе "открытых дверей", режим стационара здесь был подобен санаторному. В 2000 году открыто еще одно отделение для реабилитации участников конфликтов в горячих точках — на 50 коек. Обстановка, интерьер, отношение медицинского персонала, психический климат — все это создавало  условия для восстановления нервно-психического здоровья.

   На консультацию и лечение в психотерапевтический центр (так неофициально называли отделение неврозов и кабинет для амбулаторного приема) направлялись  больные со всех районов и городов республики. Показаниями для стационарного лечения в отделении неврозов являлись  все формы неврозов и неврозоподобных состояний, психогенные стрессовые реакции, психосоматические и гипертонические болезни. Основным методом лечения была психотерапия. Свою душу и энергию здесь вкладывали заведующий отделением Владимир Владимирович  Пурик, врачи Тимербулатов Ильгиз Фаритович, Иваха Ирина Анатольевна, Куликова Наталья Валентиновна, Юсупова Гузель Робертовна, Суханова Ирина Евгеньевна, Кузеева Ирина Рауфовна, Цыганов Марат Ирекович, Пермякова Ольга Алексеевна, Иванова Ирина Геннадьевна, Николаев Юрий Михайлович, Панов Евгений Владимирович.  Врачи-психотерапевты владели наряду с традиционными методами (рациональная психотерапия, внушение в состоянии сна и в бодрствующем состоянии, аутотренинг и др.) и современными, такими, как позитивная психотерапия, гештальт-терапия, эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование, психотерапия по методике А. Р. Довженко, психодрама, групповая личностно-ориентированная психотерапия.  В отделении были  созданы все условия для психологической релаксации, культурного отдыха. Пациенты пользовались  собственной одеждой, вещами. Для них  организовывались  прогулки, спортивные мероприятия, походы в театры, кино и музеи. Врачи в своей работе использовали  как индивидуальные, так и групповые формы психотерапии, а в ряде случаев и семейную психотерапию. Нередко в отделениях у входа в кабинет врача можно видеть табличку: "Тише, идет гипноз!". Собственно говоря, психотерапевтическое 24 отделение Республиканской психиатрической больницы – это прообраз нашего клинического психотерапевтического центра, это тот фундамент, на котором было создано наше учреждение…

                                «Мой друг Женька»

 

Наша жизнь без потерь не бывает,

Наша жизнь не бывает без бед...

Ты находишь, а кто-то теряет...

Здесь темно….

                                      Потеря, которую не восполнить

   22 сентября 2017 года мы понесли большую утрату. На 60 году жизни после скоротечной тяжёлой болезни ушёл из жизни Панов Евгений Владимирович. Новость об этом для нас, его коллег и товарищей, стала шоком, тем более что это произошло как раз во время проведения в Уфе Международного Конгресса помогающих профессий. И для нас понятно, что это очень символично. Ушел большой  ПРОФЕССИОНАЛ, НАСТАВНИК, ДРУГ, ЕДИНОМЫШЛЕННИК, Человек светлой души, большой доброты, выдающийся врач-психиатр, психотерапевт, врач высшей категории, автор нескольких авторских патентов (изобретений), множества научных статей, Отличник здравоохранения Республики Башкортостан,  Заслуженный врач Республики Башкортостан.

 Когда нам позвонили и сказали о смерти  Евгения Владимировича - это сообщение стало шоком, крайней неожиданностью. В последние несколько лет мы реже общались из-за занятости, из-за того, что мы теперь все-таки разные службы, однако Евгений Владимирович  всегда оставался нашим другом и  единомышленником по многим вопросам. Мы часто ему звонили, консультировались по разным поводам, он всегда давал дельные советы, как всегда, с юмором, с каким-то ему только присущим оптимизмом и легкостью. 

Евгений Владимирович разработал практическую методику применения метода краниоцеребральной электрической стимуляции головного мозга, которую можно эффективно использовать при лечении большого спектра заболеваний, как психиатрических, так и далеко выходящих за пределы, в частности, в наркологии.

 Смерть Панова Евгения Владимировича  - это большая утрата для всего психиатрического, психотерапевтического сообщества республики, психиатрической, психотерапевтической науки и практики.

 Когда эта прискорбная весть дошла до далекой Германии, Елизавета Натановна Вайман сразу же написала и прислала нам короткое эссе, которое как нельзя лучше отражает самого Женю:

Больно как…

Мудрый и в чем – то

Наивный,

Не тратящий лишних

Слов,

Тихо и не картинно

Женя ушел Панов….

             Наши  соболезнования родным и близким! Светлая память, царствие небесное, дорогой  Женя…. ! 

Мы понесли тяжелую утрату

   Иванова Банальное «понесли тяжелую утрату» само просится на язык. Ирина Геннадиевна Иванова  была не банальным человеком. Даже самые простые вещи приобретали в ее вечно занятой голове свежие краски. Да и сама она была яркой, светлой, с копной огненных волос, стремительной, и в то же время удивительно мягкой, сердечной, теплой, приветливой, красивой. Как про нее написала вчера Елизавета Натановна Вайман:  «После разговора с ней всегда оставалось чувство какой-то умиротворенности…».  

 Она умела и не боялась ставить себе амбициозные, даже сумасшедшие задачи. Мы, все ее коллеги, хорошо помним, как она вдохновенно открывала первое хозрасчетное отделение в психиатрической больнице. Номер восемь. Она тогда еще говорила, что это очень символично – восьмерка олицетворяет бесконечность.

 Она была истинным наставником для всех своих учеников, молодых докторов, интернов, человек с активной жизненной позицией. И в то же время она была человеком с тонким чувством юмора, благодушным, внимательным и тонким врачом. Ирина всегда щедро делилась своими знаниями и опытом с коллегами и молодыми врачами, и одновременно была  требовательной   и скрупулезной, в то же время сохраняя невероятную  тактичность. Ирина Геннадиевна всегда стремилась  организовать лечебно-диагностическую работу в отделениях, где она работала, с максимальной эффективностью для пациентов, была открытым человеком, доступным для коллег в любое время. Работа была для нее призванием.

  Она была умным и в то же время очень простым человеком. Верным и честным другом, и никому — врагом. Все и Всё, к чему она прикасалась, менялись удивительным образом.

  Ирина обожала свою семью. С бесконечной любовью она могла рассказывать о своих чудесных детях Насте и Диме, о любимом и любящем муже Сергее. И мы, слушая ее рассказы, тоже проникались чувством бесконечной теплоты и преданности.

   В этом была вся Ирина— нетерпеливая, рвущаяся вперед, умеющая мечтать. Мы все те, кто работал с Ириной, знаем, что она была чрезвычайно работоспособной, пеклась о своих коллегах, и очень хорошо умела слушать и слышать. Ей важно было знать мнение других о своих  идеях, она с благодарностью принимала критику. В ярком и харизматичном специалисте, которым была Ирина, такое качество встретишь не часто…

  Мы традиционно скупы на добрые слова для тех, кто рядом. И мы сейчас не можем  причислить себя к числу лиц, воздавших Достойной достойное. Грустно. Зато не сомневаюсь, что Небеса исправят наши ошибки.

  Её качества, такие, как активность, жизнерадостность, а также целеустремлённость – были для нас примером. Она останется в наших сердцах надёжным товарищем и мудрым советчиком, всегда готовым прийти на помощь в любой ситуации. Помним, любим, скорбим.

Высокой светлой клятвой Гиппократа

Вся жизнь твоя осенена.

Врачом от Бога ты была, а не солдатом –

Но Долг свой отдала сполна.

 

И жизнь прекрасной песней прозвучала

И стоном струн оборвалась…

Не всё исполнилось, о чём мечталось,

Но всех ты добротою озаряла

И вечной памятью отозвалась.

 

  Она  один из самых ярких врачей-психотерапевтов Республики. Ирина не боялась спорить и умела убеждать. Теперь это придется делать нам. Без нее. Потому что ее больше нет.  Мы понесли тяжелую утрату.

Большая потеря. Скорбим.

  Все это- наша родословная, наши символы, наша история. Может, и небольшая, но в своей основе – великая. Не забыть, сберечь всё это – наша  задача.